Новости
13 ноября 2017, 10:24

«Роковые страницы истории» 10.11.2017

Концерт «Роковые страницы истории»

Дальневосточного Академического симфонического оркестра под управлением Антона Шабурова

по случаю 100-летия Революции 1917 года в России.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ.

Антон Шабуров, дирижёр Дальневосточного Академического Симфонического оркестра, перед тем, как музыкальная магия всецело поглотила всех, кто находился в зале, рассказывал и беседовал с публикой в непринуждённой манере. Такой формат, когда дирижёр – не просто дирижёр, но ещё и участник нарративного процесса, тонкий наблюдатель и честный рассказчик, пришёлся всем по вкусу! Ещё бы! Ведь прямо сейчас тебе рассказывают, о чём произведение и почему его исполняет оркестр. Хотя, что значит почему?

Сегодня целый пласт советской культуры незаслуженно забыт у себя на Родине. В то время, как за границей к нему повышенный интерес! (Опять Россия опаздывает, ну вот, как всегда…) Великие шедевры Советских композиторов когда-то окрыли целую эпоху в современной симфонической музыке. Это надо знать, если хочешь быть человеком образованным и интеллигентным! Вот миссию просветительскую, если угодно – просвещенческую, и взял на себя Антон Шабуров вместе с Оркестром! Миссия непростая, сложная… Но, как оказалось, выполнимая! После погружения в «Роковые страницы истории», многие из нас, кто был там, захотели узнать, перечитать, самостоятельно подумать. Это ли не цель миссии???

ПРОЛОГ .

Хабаровская Краевая филармония искрилась и дышала! Афиша гласила: «К 100-летию Революции 1917 года в России. Роковые страницы истории. Дальневосточный Академический Симфонический оркестр. Дирижирует и рассказывает Антон Шабуров».

Публика, предвкушая «встречу с прекрасным», оставляла одежду в гардеробе и струилась в «святая святых», в концертный зал! Рассевшись, и, затаив дыхание, действо начиналось. Сначала свои места заняли музыканты – перкуссия и духовые на заднем плане, потом флейта, гобой, потом ещё и ещё, ну, и, прекрасная половина человечества – скрипки и виолончели на первом плане. Все красивые, нарядные…Потом вышел человек в тёмном костюме и перелистнул первую из роковых страниц. Началось медленное погружение в Историю!

ПЕРВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

Такой музыки уже давненько не слышно! А ведь когда-то, кстати, ещё не так давно, она аккуратно заполняла культурное пространство нашей страны по красным календарным датам! Поднимала настроение, заряжала, какой-то, молодецкой энергетикой, вселяла уверенность. И вовсе она никакая ни плоская, ни «картонная». Просто, каждой эпохе – своя музыка! Вот эпохе Советского строя – музыка Тихона Хренникова, Рейнгольда Глиэра, Александра Свечникова и многих, многих других. От напряжённого ожидания струнной секции - до «медной дуэли» духовиков! Это про оперу Т. Хренникова о Гражданской войне «В Бурю». От экзотического красного Китая до разухабистой - «на все времена» - матросской «Яблочко». Это про музыку Р. Глиэра из первого Советского балета «Красный мак». Завершала первое отделение концерта симфоническая поэма «Щорс»; работа принадлежит перу лауреата Сталинской премии 1950 года Александра Свечникова. Музыка настолько кинематографична, что ощущение, будто смотришь заправское кино про то, как наши всё равно победят, не покидало тебя до самой последней ноты!

Дирижёрская палочка взмывала то вверх, то вниз. Совершая параболические дуги и снова, взмывая в неведомые слои музыки, человек в тёмном костюме совершал, одному ему, да ещё и музыкантам, понятное действо. И дирижёрский пульт, и дирижёрская палочка, как, оказалось, были лишь формальностью. Антон Шабуров, словно средневековый алхимик, который задачей всей своей жизни поставил найти «волшебный эликсир», растворялся в этой музыке сам! Будто ремесленник из добрых, старых сказок, он сплетал нити – струны в одно большое музыкальное полотно, частью которого сам и являлся! Невообразимое зрелище! Вот мышцами всего своего тела он подготавливает оркестр к контрапункту произведения, пружинит, словно «крадущийся тигр перед прыжком»; а вот, всего лишь, мимикой лица (как когда-то великий Леонард Бернстайн) заставляет, почти бесшумно, звучать струнные инструменты. И оркестр, и дирижёр – единый организм, полное слияние! И зал, все мы, это видели и слышали! Видели и слушали!

АНТРАКТ.

- Что происходит? - Вы это слышали? - Это наш оркестр? - Послушайте, господа-товарищи, да этот Шабуров совершил Революцию музыкальную; прямо здесь, прямо сейчас, приурочив её к 100 –летию Русской Революции…

Такие примерно разговоры можно было слышать во время антракта. Народ шептался и обсуждал качество работы. Оркестр так уже давно не звучал, люди поговаривали о том, что это было похоже на возрождение птицы «феникс из пепла». Кто – то пошёл в кассу за новыми билетами на следующий абонемент, точнее, в кассу выстроилась очередь. - Мне ещё два – можно было слышать. - И мне три, и на «Немецкий романтизм» тоже. Ах, вот уже и третий звонок, пора в зал, сейчас начнётся!

НАЧАЛО ВТОРОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

После антракта зал снова затаил дыхание. Каково же было изумление, а затем и, - наслаждение, когда в противовес первому отделению со сцены минорно зазвучали виолончели, скрипки, загрохотали ударные с переливами…

Антон Шабуров так прямо и сказал: «Забудьте про идеологию! Просто перенеситесь вместе с музыкой в ту эпоху. Почувствуйте её!» И ведь получилось. Получилось! Пока дирижёр с музыкантами колдовал на сцене, перед глазами пробегали картинки дождливого Петрограда, выступления рабочих, крейсера «Авроры», мрачной атмосферы предзнаменования Грозы…Музыка сложная, заставляющая думать, думать…

РАЗВЯЗКА ВТОРОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

Великий Титан современности Дмитрий Шостакович написал свою 12-симфонию в 1961 году. Он посвятил это произведение В. И. Ленину с подзаголовком «1917 год». Музыка сложная, заставляет думать, сопереживать. Зал, - молодые ребята – студенты, публика постарше, среднее поколение, - слушал затаив дыхание, растворяясь во всём этом историческом колесе, словно очутившись в ту самую эпоху. В конце событий 1917 года, когда утихла последняя нота, наступил катарсис! Великая сила искусства!

ЭПИЛОГ.

Зал устроил настоящую овацию! Люди кричали «Браво!», «Даёшь!». Рукоплескание длилось минут пять не меньше, причём, как, только музыканты начинали шевелиться, чтобы, попрощавшись, покинуть сцену, гром аплодисментов крепчал и крепчал…

Это надо было слышать, надо было видеть!

P . S . (ФОЙЕ).

Публика осталась и после выступления. Не все, но самые отважные. Антон Шабуров, ещё во время самого концерта, со сцены обратился в зал с предложением продолжить разговорный формат встречи после того, как «откипят последние музыкальные страсти». «Спрашивайте, задавайте вопросы, если хотите» - предложил дирижёр. И самые отважные откликнулись.

- А не хотите ли что – нибудь сыграть к 160 –летию Хабаровска из дальневосточных композиторов?

- Я не то, что не хочу, я обязан это сделать – ответил дирижёр.

- А Вы к нам надолго? – поинтересовались другие.

- Раз планирую сезоны наперёд, значит так! – ответил дирижёр.

- Уф – облегчённо вздохнула публика.

- А не могли бы Вы знакомить народ с музыкой современных композиторов, таких, например, как Филип Гласс или Майкл Найман?

Очень ждём и надеемся – высказались редкие меломаны.

-Надо подумать, - сказал дирижёр. Дело-то хорошее!

Вдруг, осенило, как-то! Господа-товарищи! Так ведь не только хоккеем и самолётами можем! Ведь у нас культурный брэнд есть – Дальневосточный Академический Симфонический Оркестр!

И Мастер этого брэнда – Антон Шабуров!

Ну, что же Вы, господа – товарищи, в самом - то деле?

Не только ведь хоккеем и самолётами…

Автор статьи: Игорь Файман.

Фото: Игорь Чураков.

 
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg